Развитие ребенка - Садик машар

Перейти к контенту

Главное меню:

Развитие ребенка

Детский мир > ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В 5-7 лет идет бурное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие ребенка. Он просто меняется на глазах!
Что касается речи, то в этот период наиболее успешно ставятся и закрепляются звуки, идет качественное и количественное обогащение словаря, формируются правильные лексико-грамматические конструкции. Но и одновременно выявляются и явные пробелы в дошкольном обучении и воспитании.
Большинство родителей надеются, что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма и чтения сформируются без вмешательства извне.
Но когда родители вместе со своим ненаглядным чадом идут на собеседование в
школу, то им приходится слышать правдивую, но не очень приятную оценку умений и навыков будущего первоклассника.
Попробуем перечислить критерии, которые помогут определить готовность вашего ребенка к школе.
 
Подумайте, сформировался ли ваш ребенок как личность? Это очень важно, ведь в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определенные цели и делать что-то для их достижения. А для этого необходимо общаться не только с компьютером, но и с множеством людей.
Выросший в домашних условиях малыш чувствует себя неуютно в шумной компании сверстников. Он не сразу находит верный тон в общении. В школе он оказывается «слабаком» и чувствует себя изгоем. И это при том, что в речевом и интеллектуальном плане он может превосходить сверстников. Как известно, человек существо общественное и развивается в коллективе. Ему необходимо общение! Без этого нет новой информации и нет развития. Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни выпускники детсада. Они без труда находят общий язык с одноклассниками и учителями, уверены в себе, могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. Такие дети приучены работать в коллективе, идут на компромисс, умеют уступать и считаться с чужим мнением. «Домашним» детям освоить эти навыки в семь лет сложнее. Они, как правило, капризны и эгоцентричны. Для них целая проблема принять участие в общей игре, приспособиться к новым условиям.
Теперь надо определить есть ли пробелы в речевом развитии малыша. Необходимо учесть несколько моментов:
1. умение правильно (без искажения) произносить звуки;
2. достаточный объем активного и пассивного словаря;
3. грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу);
4. способность вести диалог;
5. умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.
Если у ребенка выявились пробелы, то нужно незамедлительно начинать работу над звукопроизношением и составлением устных рассказов на любую тему.
Теперь поговорим о словаре. Многие родители сразу представляют школьный словарь под редакцией В.И.Ожегова, а знакомство с ним сводят к нахождению слов на определенную букву. Но, на самом деле, определение словарного запаса ребенка – занятие трудоемкое. Начинать нужно с существительных. К любому предмету (чайник, стул, машина, собака) ребенок должен назвать его части (детали) – и чем больше, тем лучше. Если случилось так, что ребенок называет кофейник чайником, кресло – стулом, а пароход – лодкой, то придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Для этого существуют специальные картинные словари для дошкольников. Рассматривая такие словари, ребенок легко запомнит названия различных предметов, их деталей и частей. Картинки в таких словарях разбиты по темам: «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д.
После проработки словаря ребенок не только запомнит массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу.
Помимо предметного словаря обследовать предстоит и словарь признаков. Дошкольник 5-7 лет на вопрос «Цветок какой?» начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий….». А что делать, если он не смог вспомнить. Придется снова брать картинный словарь и прорабатывать темы уже на предмет признаков. Здесь следует вспомнить о материалах, из которых сделаны разные предметы: кубик – пластмассовый, деревянный, стеклянный; ручка – деревянная, металлическая, пластиковая; варенье – клубничное, вишневое. Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Поиграйте с ребенком в игру «Чей хвост, ухо, глаз?». С помощью такой игры у ребенка не только закрепятся правильные формы притяжательных прилагательных, но и еще ребенок вспомнит названия зверей, птиц и насекомых.
После этого проверьте глагольные формы на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Обратите внимание на различие временных форм. Придется вспомнить и слова-предметы, а точнее, связанные с ними слова-действия: карандашом рисуют, чертят, раскрашивают; кошка мяукает, сидит, лежит, царапается и т.д. Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме «Профессия». Например, повар (что делает?): варит, режет, чистит, готовит; продавец: взвешивает, фасует, торгует, продает. Если в семье два школьника, то все эти словесные проверки можно проводить как соревнование.
Следует также проверить способность ребенка поддерживать разговор с другими взрослыми или со сверстниками. Умение вести диалог – весьма полезный навык. Если это дается с трудом, то обсуждайте с ребенком буквально все – увиденный фильм, прочитанную книгу, житейские дела. Пусть учится правильно строить фразы, задавать вопрос, а также слушать и понимать собеседника.
От диалога переходите к монологу, а точнее – к составлению рассказа. Для начала положите перед ребенком сюжетную картинку или фото. И послушайте, что он расскажет. Проследите, рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз, у него должен быть сюжет. Смысл изображенного должен быть раскрыт так, чтобы, не видя картинку, можно было представить ее содержание. От одной сюжетной картинки переходите к серии. Для этого вполне подойдут комиксы.
Таким образом, мы проанализировали критерии оценки готовности ребенка к школе
 
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню